Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
тел./ факс: +7(4852) 79-77-51
Научная деятельность Документы Подразделения Молодежная наука

Метакогнитивная психология и информационные технологии – точки соприкосновения найдены!

17/02/2023
Метакогнитивная психология и информационные технологии – точки соприкосновения найдены!

Какие главные вопросы освещены в новом издании и в чем его практическое применение, рассказали нам в новом интервью сами авторы.

– Как и почему возникла идея создания монографии?

– Анатолий Викторович (далее – А.В.): Предыстория такая: два года назад мы выиграли грант РНФ по исследованию принципиально нового класса деятельности – субъектно-информационного. К нему относятся в том числе и все процессы, связанные с IT, цифровизацией, взаимодействием человека и компьютера – до нас эту область мало кто исследовал.

– Александр Анатольевич (далее – А.А.): По итогам первого года работы мы опубликовали две монографии – «Методологические основы психологического анализа информационной деятельности» авторства Анатолия Викторовича и «Теория и практика психологического анализа деятельности» моего авторства. Наше новое совместное издание «Метакогнитивная регуляция информационной деятельности» является своеобразным итогом второго года нашей активной исследовательской деятельности – это целый массив экспериментов, эмпирических данных, собранных нами за это время.

– Если говорить самым простым языком – что такое метакогнитивная регуляция?

– А.В. Это те так называемые «надпроцессы», которые отвечают за регулирование наших основных психических процессов: например, есть как понятие «мышление», так и «мышление о мышлении». Или, например, понятие «метапамять» - это память человека о возможностях своей памяти. Все эти процессы вторичны, но при этом они особенно важны при изучении наиболее сложных видов деятельности, особенно в отношении информационных технологий.

– Какие ваши предыдущие исследования легли в ее основу?

– А.В. Книга является продолжением целого цикла исследований, развернутых на нашей кафедре психологии труда и организационной психологии и посвященных изучению различных видов профессиональной деятельности. Исследование совершенно новой для нас сферы – информационных технологий – базируется на наших концепциях, которые раскрывают определенные особенности психических процессов (за них, кстати, я получил премию имени Рубинштейна).

– А.А. В двух предыдущих книгах, например, исследовалась проблема метакогнитивных феноменов в информационной деятельности, и результаты этих исследований также легли в основу новой монографии.

SAM_4513.JPG– Как в работе раскрывается связь двух таких, казалось бы, разных сфер - информационных технологий и психологии?

– А.В. Стоит отметить, что сейчас одним из самых популярных направлений мировой психологии является так называемая киберпсихология – она изучает огромный комплекс проблем, связанных с взаимодействием человека и виртуальной среды, причем не только в профессиональном аспекте.

Главная проблема такова – цифровизация оказывает не только позитивное, но и очень мощное негативное влияние на развитие психики. Достаточно вспомнить названия мировых бестселлеров на эту тему: «Укрощение обезьяны», «Мозг онлайн», «Антимозг». Основные тезисы этих исследований таковы: компьютер «выжигает» когнитивность, у человека блокируется развитие сознания, отпадает необходимость в глубокой и осмысленной проработке информации, ее запоминании – по сути, зачем человеку нужна память, если все и так доступно в пару кликов? Да что говорить, совсем недавно во всем мире обсуждалась новость, что нейросеть написала за студента дипломную работу, которая была успешно защищена – преподаватели даже не смогли распознать, что это результат деятельности искусственного интеллекта.

Стоит даже обратить внимание на знаменитый индекс Флинна – он отражает динамику среднего уровня интеллекта на планете. До 2000-х годов каждые десять лет он повышался на полтора процента, а за последние 20 лет этого столетия, или в цифровую эпоху, планета «поглупела» на целых три процента.

– Но только ли негативные тенденции прослеживаются в этом взаимодействии?

– А.В. Конечно, нет! Собственно, в исследованиях мы и доказываем, что если техника используется не как средство информационного поведения, в основном развлечения, а как средство достижения каких-либо целей, профессиональных, например – то влияние будет исключительно позитивное. Возьмем тех же программистов – у них блестящий уровень интеллекта, памяти, и все потому, что компьютер для них не роскошь, а средство. По сути, компьютер «разрушает» мозг только тогда, когда он является самой целью – сижу и глазею. Если же это «орудие труда» - тогда совсем наоборот.

– А.А. Очень большое внимание мы уделили и прикладным аспектам темы – целая глава книги посвящена разработке нового методического инструментария, конкретным методикам, позволяющим изучать метакогнивитные аспекты информационной деятельности. Получилась интересная и в какой-то мере ироничная ситуация: одна из разработанных методик получила название «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала», и если его сократить до аббревиатуры, получается «комп». Это было непреднамеренно, но очень забавно!

– А каким образом проходила непосредственно исследовательская работа, результаты которой отражены в монографии?

– А.В. Наши исследования «охватили» более 20 городов, среди которых – Ярославль, Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Махачкала, и более 50 профильных организаций – «Тензор», «Диасофт», «Электроника». Работали мы с совершенно разными категориями, это были как айтишники разного уровня – от джунов до сеньоров, так и студенты профильных специальностей. Причем начинали мы нашу работу в период пандемии, и эмпирический материал приходилось собирать дистанционно в режиме онлайн – это были опросники в Google-формах.

Вопросы мы специально подбирали нетривиальные, косвенные, не «в лоб». Например, «Согласны ли вы с правилом «Если есть одно решение проблемы, не принимай его, но и не отвергай»?» То есть для того, чтобы на него ответить, необходимо было как раз включить процесс метакогниции, или рефлексии – осмыслить его, и если сработало, то это свидетельствует о склонности человека к самоанализу, самоконтролю.

SAM_4516.JPG– И наконец, какова практическая значимость издания?

– А.В. Она очень многоликая, и самое очевидное ее практическое назначение – это решение традиционной проблемы профессионального отбора. Есть понятие ПВК – профессионально важные качества, и эта категория совершенно не разработана по отношению к информационной деятельности. Поскольку здесь целиком и полностью важны именно интеллектуальные качества, наша задача состояла в том, чтобы обосновать, какие из них наиболее важны IT-специалисту, подкрепить методиками и на этой основе разработать системы профаттестации и профотбора, что у нас и получилось сделать.

– Только ли профильным специалистам будет интересна книга?

– А.А. Конечно, примерно семьдесят процентов нашего издания – специальный материал для психологов, но все же первая очень объемная глава рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна подросткам, студентам – это обзор современных исследований о негативном влиянии информационной среды на разные области психики, начиная от ощущений и заканчивая мышлением, и о том, как с этим можно бороться и как этому противостоять.



Возврат к списку

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Управление научных исследований и инноваций (УНИ) ЯрГУ

+7(4852) 79-77-51
nis@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Советская, 14, к. 305
посмотреть на карте

Время работы

с 8:30 до 17:30,
обед с 12:30 до 13:30