Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
тел./ факс: +7(4852) 79-77-51
Научная деятельность Документы Подразделения Молодежная наука

Татьяна Огородова: «Любая работа со спортсменами начинается с вопроса: “Что ты хочешь?”»

03/10/2021
Татьяна Огородова: «Любая работа со спортсменами начинается с вопроса: “Что ты хочешь?”»

В спорт из науки

Как появилось ваше «хобби»?

Очень многое в этой жизни случайно. К моменту, когда Сергей Кашапов, профессор факультета психологии ЯрГУ, пригласил меня в аспирантуру, у меня за плечами было 14 лет успешной работы школьным психологом. Я с интересом взялась за диссертацию, в итоге получилась неплохая работа по творчеству в профильных классах. Я поняла, что школа осталась позади, мой следующий этап – университет, наука.

В спорт же меня «затянул» знакомый, который работал в хоккейном клубе «Локомотив». Он был тренером и консультантом основной команды, работал и с молодёжной сборной России по хоккею. Он увидел, что в сборной требуется что-то большее, чем просто техника.

С какой проблемой он пришёл?

Формирование команды в короткий срок. В сборную же собираются ребята со всей страны: из одного клуба трое, из другого двое. За 2-3 недели нужно понять, как они сыграют вместе . Ведь на турнир должна поехать команда, а не просто лучшие игроки.

Опыт работы с психологом оказался успешным?

Да, хотя результаты можно было оценить  исключительно субъективно. Оценивал тренер, который знал команду «до» и видел «после», оценивали сами ребята. Объективную оценку было дать сложно: как узнать, что было бы с командой, не поработай с ней мы?


Молодёжная сборная по хоккею, Новогорск

По вашим рекомендациям менялся состав команды?

Был такой случай. Мы с тренером разошлись при определении капитана. Он предложил свой вариант.  Мы посмотрели характеристику игрока (для каждого хоккеиста мы проводили глубокое личностное исследование). И я говорю - нет, у этого игрока уровень ответственности зашкаливает. Он может быть помощником капитана, а возглавлять команду должен кто-то поспокойнее.

Тренер меня не послушал. И на втором матче мальчик получил травму. Когда сверхответственность является личностной чертой, плюс сложность игровой ситуации, плюс ответственный матч, это срабатывает как декомпенсационный механизм (декомпенсация - нарушение нормального функционирования организма, когда возможности исчерпаны, прим. ред.). Как я объясняла потом: он вышел на лёд с огромным рюкзаком ответственности за плечами. В итоге и игрока потеряли, и задачу не решили.

Тогда же мы отказались от идеальной психологической модели игрока. Практика показала, что эта идея не годится. Сейчас главным я вижу индивидуальность. Нужно формировать индивидуальный стиль, основываясь на врождённых характеристиках каждого.

Тонкости мотивации

Есть ли что-то врождённое, что объединяет спортсменов вне зависимости от вида спорта?

Такого нет. Есть, например, лево- и правополушарные люди. Правое полушарие образное, левое – полушарие логики и дискретности. Если людям показать цветочный букетик и спросить, что они видят, один скажет: «Цветы», а другой – «Букет». Восприятие идёт по-разному. Правополушарные сначала создают картинку-образ, а потом выделяют части. А левополушарные наоборот. Хороший тренер должен понимать это и по-разному строить работу со спортсменом.

А как же воля, мотивация? Они нужны каждому спортсмену, чтобы быть «быстрее, выше, сильнее».

Это личностное, то, что воспитывается, развивается, формируется, корректируется. А я говорю о врождённом, об индивидных свойствах, которые даются нам от рождения. У них нет полюса и минуса: хороший или плохой. Мы же не можем сказать, что холерик успешнее, чем флегматик. От этого я и иду в своей работе: от того, что задано каждому. Лево-, правополушарность, свойства нервной системы, врабатываемость и выносливость сложно откорректировать, это данность. И мы помогаем выстроить индивидуальный стиль, опираясь на то, что задано от природы – на сильные стороны.  

А дальше работаем с тем, о чём вы говорили: воля, спортивный характер. Воля – это способность преодолевать трудности. Если нет препятствия, то и воли нет. Если ты сел на диету, но есть не хочешь, то тут силы воли не требуется. А если есть хочется, но ты знаешь, что тебе нельзя, и уходишь от холодильника – это воля. Точно так же воля работает в момент запредельных физических нагрузок, когда хочется всё бросить, всё ужасно, сил нет.  В спорте это важнейший момент достижения результата.

А начинается всё ещё раньше - с цели и мотивации, с того образа будущего, какой спортсмен себе рисует. Любая моя работа с хоккеистом, футболистом, биатлонистом, гимнастом, стрелком начинается с вопроса: «А что ты хочешь?».

Спортсмены всегда это понимают?

Не всегда. Часто они не могут ответить, потому что не думали об этом. У нас было очень интересное исследование на хоккеистах возраста 12-13 лет. Они должны были распределить свои цели. Получилось, что на первом месте у них стояла цель «играть в НХЛ», а потом – «стать победителем чемпионата Москвы». Полная каша. Но и упрекнуть-то их не в чем – с ними никто о целях не говорил.  


Анастасия Галашина, серебряный призёр олимпиады в Токио

Когда 11 лет назад мы говорили о целях с Настей Галашиной, мы нарисовали такую картинку: путь, ведущий всё выше, по ступенькам, в гору. Каждая ступенька – определённая цель. На вершине горы мы поставили цель-флажок – «олимпиада». Вот так это и сработало.

В чём особенность работы психолога со стрелками?

Это особенный вид спорта: твой соперник– ты сам. Ты выходишь бороться с собой. Твоя задача на старте– выйти на такой уровень самоконтроля и саморегуляции, который приблизит тебя к автомату. Тогда ты победишь.

Что определяет результат спортсмена? Техническая подготовка–техника катания, стрельбы, тактика и физическая подготовка. А есть ещё и психологическая подготовка, эдакий козёл отпущения. Если спортсмен выигрывает, это результат хорошей физической подготовки, идеальной техники, если проигрывает – виновата психологическая подготовка. А как она может быть виновата, если её не было?

Очень важный и сложный вопрос о путях спортивного развития. Что позволяет спортсмену расти? Как и зачем учиться находить причины неудач и побед? Кто-то винит в поражениях внешний мир: тренера, родителей, специалиста по заточке коньков. Это плохо. Кто-то винит во всём себя, это тоже плохо. Иногда мне приходится говорить спортсменам: «Это не от тебя зависит. Так сложились обстоятельства». Избежать крайностей позволяет навык анализировать ситуацию, учитывая обе стороны. Я считаю, что тренировка заканчивается только тогда, когда спортсмен смог сказать себе, что сегодня у меня получилось, что не совсем, и что я должен делать завтра. Это путь развития, движения вперед.

Не ради исследований

Есть ли место вашему «хобби» в научной деятельности?

Да, среди моих учеников-магистрантов есть те, кто поступил в магистратуру , чтобы заниматься спортивной психологией. Очень интересные диссертации получаются. Мы исследуем личностные особенности гимнасток, адаптацию спортсмена в команде, мотивацию достижения и избегания неудач у спортивных арбитров высокой квалификации. Результаты не только представлены в выпускных работах, но и опубликованы в рецензируемых научных журналах. Причём мы не ведём исследования ради исследований. Это работа с конкретным практическим продуктом: памятка для тренера, когда в команду приходит новый игрок, рекомендации спортивному арбитру по психологической самоподготовке.

В прошлом году к нам в магистратуру поступил Валерий Галашин, отец Насти. Его работа посвящена определению личностных характеристик спортсмена-стрелка высокой квалификации. В исследовании приняли участие спортсмены сборной России, в том числе и те, кто участвовал в олимпиаде. Защита будет в июне. Надеюсь, что работа получится интересная.

Есть ли у вас сейчас новые проекты?

Мы как раз заключили соглашение между университетом и центром подготовки юных футболистов футбольного клуба «Шинник». Опыт работы с юными футболистами у меня есть, и вполне успешный. На днях сборная «Золотого кольца» впервые стала чемпионами первенства России. В сборной есть мои воспитанники. Будем работать над развитием учебно-тренировочной работы, проводить научные исследования, а наши студенты получат возможность практиковаться в спортивной психологии. 


Сборная «Золотого кольца» — чемпионы первенства России среди юношей

Фото:

1. Из личного архива Татьяны Огородовой

2. https://rsport.ria.ru/20210724/olimpiada-1742690090.html#pv=g%3D1742690090%2Fp%3D1742689923

3. https://yarnews.me/news/sbornaya-zolotogo-kolca-yaroslavskie-futbolisty-stali-chempionami-pervenstva...

Возврат к списку

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Управление научных исследований и инноваций (УНИ) ЯрГУ

+7(4852) 79-77-51
nis@uniyar.ac.ru

Ярославль,
ул. Советская, 14, к. 305
посмотреть на карте

Время работы

с 8:30 до 17:30,
обед с 12:30 до 13:30